Как работает бесконтактное зажигание на бензопиле

Искра жизни или полное руководство по системе зажигания бензопилы

Бензопила – мощный инструмент, требующий слаженной работы многих компонентов. Без искры, рождающейся в системе зажигания, работа двигателя была бы невозможна. Подробно рассмотрим устройство и принцип работы этой жизненно важной системы, и узнаем, как работает бесконтактное зажигание на бензопиле.

Содержание материала:

Назначение системы на бензопиле

Основная задача системы зажигания – воспламенение топливно-воздушной смеси в цилиндре двигателя в строго определенный момент времени. Этот момент, называемый моментом воспламенения, критически важен для эффективной работы двигателя. Система зажигания преобразует низкое напряжение бортовой сети в высокое напряжение, необходимое для формирования мощной искры между электродами свечи.

Назначение системы зажигания бензопилы

Эта искра и поджигает топливно-воздушную смесь, запуская процесс сгорания, который приводит в движение поршень и, в конечном итоге, пильную цепь. Без правильной работы системы зажигания бензопила просто не заведется.

Устройство катушки

Ключевым элементом системы зажигания является катушка (модуль). Как устроена катушка зажигания бензопилы? Она представляет собой трансформатор, состоящий из двух обмоток – первичной и вторичной, намотанных на общий сердечник из ферромагнитного материала. Первичная обмотка имеет меньшее количество витков и подключается к низковольтному источнику питания. Вторичная обмотка имеет значительно большее количество витков и предназначена для выработки высокого напряжения.

Схема устройства системы зажигания бензопилы

Кроме обмоток, как устроена катушка зажигания бензопилы? В ее состав входит сердечник, обеспечивающий концентрацию магнитного поля, а также корпус, защищающий внутренние элементы от повреждений. В современных бензопилах часто используется модуль зажигания, включающий в себя катушку, электронные компоненты для управления моментом воспламенения и, иногда, конденсатор.

Как работает зажигание на бензопилах: контактное и бесконтактное

Современные бензопилы, как правило, оснащены бесконтактной системой зажигания. Как работает бесконтактное зажигание на бензопилах? Вместо механического прерывателя, который использовался в устаревших системах, в бесконтактных системах используются датчики, реагирующие на изменение магнитного поля. Эти датчики могут быть индуктивными или основанными на эффекте Холла. Принцип работы заключается в следующем: при вращении коленчатого вала бензопилы, датчик фиксирует положение ротора (обычно имеет выступы или магниты).

В момент, когда ротор достигает определенного положения, датчик генерирует сигнал. Этот сигнал поступает на электронный блок управления, который, в свою очередь, подает команду на отключение тока, питающего первичную обмотку катушки. В результате, в катушке возникает самоиндукция, приводящая к образованию высокого напряжения во вторичной обмотке, которое подается на свечу, создавая искру. Как работает бесконтактное зажигание на бензопилах? Этот процесс происходит быстро и точно, обеспечивая оптимальный момент зажигания для каждой фазы работы двигателя.

Более детально принцип функционирования модуля (катушки) зажигания контактного и бесконтактного типа на бензопиле имеет следующий вид.

В бензиновых моторах, в частности в бензопилах, для создания искры используется особый тип генератора переменного тока – магнето. Это устройство, компактное и надежное, обеспечивает автономную работу системы зажигания, не требуя внешнего источника питания. Давайте разберемся в его устройстве и принципах работы.

Магнето состоит из двух основных частей: неподвижной обмотки катушки индуктивности и вращающегося постоянного магнита. Магнит крепится к маховику, который, в свою очередь, соединен с коленчатым валом двигателя. При вращении коленвала маховик с магнитом тоже вращается, создавая переменное магнитное поле вокруг катушки индуктивности. Это переменное магнитное поле индуцирует в низковольтной обмотке катушки электродвижущую силу (ЭДС).

Эта низковольтная ЭДС затем поступает на повышающий трансформатор, встроенный в магнето. Трансформатор увеличивает напряжение до значений, необходимых для пробоя воздушного зазора между электродами свечи. Высокое напряжение, генерируемое трансформатором, подается на свечу, и возникает искра, воспламеняющая топливно-воздушную смесь в цилиндре двигателя.

Контактная (кулачковая) система зажигания

В традиционных, контактных магнето, первый вывод высоковольтной обмотки соединен с центральным электродом свечи зажигания. Второй вывод этой обмотки заземлен через механический прерыватель (контакты). В определенный момент работы двигателя, когда поршень находится в нужном положении, специальный кулачок, вращающийся вместе с коленвалом, разводит контакты прерывателя.

Схема работы контактного и бесконтактного типа зажигания на бензопилах

Размыкание контактов приводит к резкому прерыванию тока в первичной обмотке катушки зажигания. Это создает сильное магнитное поле и, как следствие, резкий скачок напряжения во вторичной обмотке, достаточное для пробоя искрового промежутка свечи.

Для защиты контактов прерывателя от искрового пробоя и перегрева в схему контактного магнето добавляется конденсатор. Он накапливает энергию в момент размыкания контактов, предотвращая их быстрое окисление и износ. Сейчас такая система в современных бензопилах не применяется, хотя она отличалась своей простотой и ремонтопригодностью. Из недостатков — большие размеры по сравнению с бесконтактной системой, а также «открытая» искра.

Бесконтактное (электронное) магнето: современное решение

В современных бензопилах все чаще используются бесконтактные магнето. Они отличаются от контактных отсутствием механического прерывателя. Вместо него применяется электронная схема управления моментом зажигания.

Ключевую роль в бесконтактном магнето играет управляющая катушка, которая выполняет функцию регулятора подачи напряжения. Электронный блок управления, входящий в состав магнето, включает в себя диод, конденсатор и тиристор. Тиристор пропускает ток только при достижении им определенного напряжения.

При открытии тиристора конденсатор быстро разряжается, создавая импульс тока в первичной обмотке катушки зажигания. Этот импульс, в свою очередь, индуцирует высокое напряжение во вторичной обмотке, которое подается на свечу, вызывая искру.

Схема бесконтактной системы зажигания катушки бензопилы
Схема бесконтактной системы зажигания катушки бензопилы

Работа электронной сети бесконтактного магнето происходит в импульсном режиме, синхронизированном с вращением коленчатого вала и движением поршня. Это позволяет точно контролировать момент зажигания и оптимизировать работу двигателя.

Катушка зажигания бензопилы в разрезе
Катушка зажигания бензопилы в разрезе

Таким образом, магнето, будь то контактное или бесконтактное, является важнейшим элементом системы зажигания бензопилы, обеспечивающим надежное искрообразование и эффективную работу двигателя.

Отличие контактного и бесконтактного зажигания на бензопилах

Основное отличие контактного и бесконтактного зажигания заключается в способе управления моментом искрообразования. В контактных системах это происходит за счет механического прерывателя, который периодически размыкает электрическую цепь, питающую первичную обмотку катушки. Контактное воспламенение менее надежно и требует регулярной регулировки зазора между контактами прерывателя.

Бесконтактное зажигание, благодаря использованию электронных компонентов, более надежно, точно и не требует регулировки. Как работает бесконтактное зажигание на бензопилах? Оно также позволяет оптимизировать момент воспламенения в зависимости от оборотов двигателя, что повышает его мощность и топливную экономичность. Современные бензопилы, как правило, оснащены именно бесконтактными системами, обеспечивающими надежную работу в любых условиях.

Ссылка на основную публикацию