Бензопила – незаменимый инструмент для работы в саду и лесу. Однако, как и любая техника, она может выйти из строя. Одной из распространенных проблем является неисправность катушки зажигания. В этой статье мы подробно разберем, как проверить модуль зажигания на бензопилу мультиметром, диагностировать поломку и понять, стоит ли заниматься ремонтом.
Содержание материала:
Что такое модуль (катушка) зажигания на бензопиле
Модуль зажигания (воспламенения), иногда называемый катушкой зажигания, – это ключевой компонент системы образования зажигания бензопилы. Его основная задача – преобразовать низкое напряжение, поступающее от маховика, во высокое, необходимое для образования искры на свече зажигания. Именно эта искра поджигает топливно-воздушную смесь в цилиндре, приводя к работе двигателя.
Современные системы зажигания для бензопил – это компактные, легкие и долговечные решения. Они значительно превосходят старые модели по надежности, а современная катушка обычно служит весь срок эксплуатации инструмента. Несмотря на значительные улучшения в системах зажигания, иногда могут возникать сбои. К счастью, многие из этих проблем можно устранить самостоятельно, без необходимости обращаться в мастерскую и тратить деньги на дорогостоящий ремонт.
Конструкция модуля бензопилы или как он устроен — принцип работы
Типичный модуль зажигания бензопилы включает в себя магнето. Магнето – это своеобразный генератор, производящий переменный ток. Его задача – создавать и направлять энергию к свече для создания искры. Основным элементом магнето является катушка, на которую намотана обмотка. Магнит крепится к маховику, который вращается вместе с коленвалом двигателя. В нужный момент, контакты внутри системы размыкаются, формируя искру. Для защиты от перегрузки, устройство оснащено конденсатором, который сглаживает скачки напряжения.
Помимо традиционных, существуют бесконтактные системы зажигания с магнето, где управление осуществляется при помощи специальной катушки. Эта конструкция включает в себя тиристор и диод, регулирующие энергетический процесс и облегчающие запуск бензопилы в любых условиях. В основе магнето лежат следующие элементы:
- Первичной обмотки. Обмотка из толстого провода с малым количеством витков. Провод от нее выходит на кнопку включения зажигания.
- Вторичной обмотки. Обмотка из тонкого провода с большим количеством витков. Ее вывод соединяется со свечой.
- Сердечника. Металлическая основа, вокруг которой намотаны обмотки.
- Изолятора. Материал, изолирующий обмотки от сердечника и друг от друга.
Принцип работы основан на электромагнитной индукции. Когда магнит на маховике проходит мимо модуля зажигания, в первичной обмотке возникает электрический ток. Этот ток создает магнитное поле, которое индуцирует высокое напряжение во вторичной обмотке. Высокое напряжение передается на свечу, где и образуется искра.
Признаки неисправности катушки зажигания
Перед тем как приступить к проверке, важно знать, какие признаки указывают на возможную неисправность модуля зажигания. Наиболее распространенные из них:
- Двигатель не заводится. Это самый очевидный признак. Отсутствие искры делает невозможным воспламенение топливно-воздушной смеси.
- Двигатель заводится с трудом. Если двигатель запускается после многократных попыток, это может указывать на слабое напряжение, генерируемое модулем.
- Нестабильная работа двигателя. Двигатель глохнет, работает с перебоями или теряет мощность.
- Отсутствие искры на свече зажигания. Визуально можно проверить наличие искры, выкрутив свечу и поднеся её к корпусу двигателя.
Важно! Проведите простую процедуру, для чего убедитесь в наличии искры на свече зажигания. Если она отсутствует, то возьмите заведомо исправную свечу, и повторите процедуру. Если искры нет или она слабая, тогда это признак неисправности катушки.
Проверка катушки/модуля зажигания бензопилы мультиметром
Прозвонка катушки – это распространенный метод диагностики её работоспособности. С помощью мультиметра можно проверить целостность обмоток и выявить обрыв или короткое замыкание. Процедура позволяет оценить сопротивление первичной и вторичной обмоток, сравнив полученные значения с эталонными. Важно помнить, что неправильные показания не всегда однозначно указывают на неисправность катушки, а лишь дают повод для дальнейшей, более глубокой диагностики. Этот метод проверки позволяет сэкономить на дорогостоящей замене детали.
Проверка модуля зажигания бензопилы с помощью мультиметра позволяет определить, целы ли обмотки и соответствует ли их сопротивление нормативным значениям. Вот пошаговая инструкция проверки исправности (прозвонки) катушки прибором – мультиметром (народное название – тестер):
- Отсоедините свечной провод от свечи.
- Установите мультиметр в режим измерения сопротивления (200 Ом).
- Проверка первичной обмотки. Присоедините щупы мультиметра к контактам первичной обмотки катушки. Обычно это контакты, к которым подсоединяется провод от кнопки (первый), и металлический сердечник (второй). Как правило, значение сопротивления первичной обмотки должно быть небольшим (до 20 Ом).
- Проверка вторичной обмотки. Присоедините один щуп мультиметра к высоковольтному выводу (к которому подключается свечной провод), а другой щуп – к корпусу катушки (масса). Переведите переключатель в режим измерения 20 кОм. Сопротивление вторичной обмотки значительно выше, чем первичной (обычно несколько килоом, 1-5 кОм).
В процессе прозвонки возникает вопрос, какое сопротивление обмоток должно быть. Это зависит обычно от мощности инструмента. Выше представлены значения сопротивления для китайских маломощных бензопил.
Интерпретация результатов:
- сопротивление значительно отличается от нормативного — модуль, скорее всего, неисправен, и его следует заменить;
- бесконечное сопротивление (обрыв) — обмотка порвана;
- нулевое сопротивление (короткое замыкание) — обмотка замкнута на корпус или между витками.
Важно! Нормативные значения сопротивления для разных моделей бензопил могут отличаться. Обязательно сверьтесь с руководством по эксплуатации вашей модели перед проведением проверки катушки бензопилы.
О ремонте модуля зажигания
В большинстве случаев, ремонт модуля зажигания бензопилы нецелесообразен. Замена на новый обычно проще и надежнее. Однако, если вы обладаете опытом работы с электроникой и понимаете устройство модуля, можно попытаться найти и устранить причину поломки. Но, в большинстве ситуаций, замена катушки – оптимальное решение.
Таким образом, проверка модуля зажигания бензопилы с использованием мультиметра – это относительно простая процедура, которая позволяет быстро диагностировать неисправность и принять решение о дальнейших действиях. Не пренебрегайте этой возможностью, и ваша бензопила прослужит вам долго и надежно.