Проверка модуля-катушки зажигания бензопилы мультиметром

Проверка модуля зажигания бензопилы или инструкция с использованием мультиметра

Бензопила – незаменимый инструмент для работы в саду и лесу. Однако, как и любая техника, она может выйти из строя. Одной из распространенных проблем является неисправность катушки зажигания. В этой статье мы подробно разберем, как проверить модуль зажигания на бензопилу мультиметром, диагностировать поломку и понять, стоит ли заниматься ремонтом.

Содержание материала:

Что такое модуль (катушка) зажигания на бензопиле

Модуль зажигания (воспламенения), иногда называемый катушкой зажигания, – это ключевой компонент системы образования зажигания бензопилы. Его основная задача – преобразовать низкое напряжение, поступающее от маховика, во высокое, необходимое для образования искры на свече зажигания. Именно эта искра поджигает топливно-воздушную смесь в цилиндре, приводя к работе двигателя.

Проверка модуля зажигания бензопилы

Современные системы зажигания для бензопил – это компактные, легкие и долговечные решения. Они значительно превосходят старые модели по надежности, а современная катушка обычно служит весь срок эксплуатации инструмента. Несмотря на значительные улучшения в системах зажигания, иногда могут возникать сбои. К счастью, многие из этих проблем можно устранить самостоятельно, без необходимости обращаться в мастерскую и тратить деньги на дорогостоящий ремонт.

Конструкция модуля бензопилы или как он устроен — принцип работы

Типичный модуль зажигания бензопилы включает в себя магнето. Магнето – это своеобразный генератор, производящий переменный ток. Его задача – создавать и направлять энергию к свече для создания искры. Основным элементом магнето является катушка, на которую намотана обмотка. Магнит крепится к маховику, который вращается вместе с коленвалом двигателя. В нужный момент, контакты внутри системы размыкаются, формируя искру. Для защиты от перегрузки, устройство оснащено конденсатором, который сглаживает скачки напряжения.

Конструкция системы зажигания бензопилы
Устройство системы зажигания бензопилы

Помимо традиционных, существуют бесконтактные системы зажигания с магнето, где управление осуществляется при помощи специальной катушки. Эта конструкция включает в себя тиристор и диод, регулирующие энергетический процесс и облегчающие запуск бензопилы в любых условиях. В основе магнето лежат следующие элементы:

  1. Первичной обмотки. Обмотка из толстого провода с малым количеством витков. Провод от нее выходит на кнопку включения зажигания.
  2. Вторичной обмотки. Обмотка из тонкого провода с большим количеством витков. Ее вывод соединяется со свечой.
  3. Сердечника. Металлическая основа, вокруг которой намотаны обмотки.
  4. Изолятора. Материал, изолирующий обмотки от сердечника и друг от друга.

Принцип работы основан на электромагнитной индукции. Когда магнит на маховике проходит мимо модуля зажигания, в первичной обмотке возникает электрический ток. Этот ток создает магнитное поле, которое индуцирует высокое напряжение во вторичной обмотке. Высокое напряжение передается на свечу, где и образуется искра.

Признаки неисправности катушки зажигания

Перед тем как приступить к проверке, важно знать, какие признаки указывают на возможную неисправность модуля зажигания. Наиболее распространенные из них:

  1. Двигатель не заводится. Это самый очевидный признак. Отсутствие искры делает невозможным воспламенение топливно-воздушной смеси.
  2. Двигатель заводится с трудом. Если двигатель запускается после многократных попыток, это может указывать на слабое напряжение, генерируемое модулем.
  3. Нестабильная работа двигателя. Двигатель глохнет, работает с перебоями или теряет мощность.
  4. Отсутствие искры на свече зажигания. Визуально можно проверить наличие искры, выкрутив свечу и поднеся её к корпусу двигателя.

Важно! Проведите простую процедуру, для чего убедитесь в наличии искры на свече зажигания. Если она отсутствует, то возьмите заведомо исправную свечу, и повторите процедуру. Если искры нет или она слабая, тогда это признак неисправности катушки.

Проверка катушки/модуля зажигания бензопилы мультиметром

Прозвонка катушки – это распространенный метод диагностики её работоспособности. С помощью мультиметра можно проверить целостность обмоток и выявить обрыв или короткое замыкание. Процедура позволяет оценить сопротивление первичной и вторичной обмоток, сравнив полученные значения с эталонными. Важно помнить, что неправильные показания не всегда однозначно указывают на неисправность катушки, а лишь дают повод для дальнейшей, более глубокой диагностики. Этот метод проверки позволяет сэкономить на дорогостоящей замене детали.

Проверка модуля зажигания бензопилы с помощью мультиметра позволяет определить, целы ли обмотки и соответствует ли их сопротивление нормативным значениям. Вот пошаговая инструкция проверки исправности (прозвонки) катушки прибором – мультиметром (народное название – тестер):

  1. Отсоедините свечной провод от свечи.
  2. Установите мультиметр в режим измерения сопротивления (200 Ом).
  3. Проверка первичной обмотки. Присоедините щупы мультиметра к контактам первичной обмотки катушки. Обычно это контакты, к которым подсоединяется провод от кнопки (первый), и металлический сердечник (второй). Как правило, значение сопротивления первичной обмотки должно быть небольшим (до 20 Ом).Как прозвонить мультиметром первичную обмотку модуля зажигания бензопилы
  4. Проверка вторичной обмотки. Присоедините один щуп мультиметра к высоковольтному выводу (к которому подключается свечной провод), а другой щуп – к корпусу катушки (масса). Переведите переключатель в режим измерения 20 кОм. Сопротивление вторичной обмотки значительно выше, чем первичной (обычно несколько килоом, 1-5 кОм).Проверка мультиметром вторичной обмотки модуля зажигания бензопилы

В процессе прозвонки возникает вопрос, какое сопротивление обмоток должно быть. Это зависит обычно от мощности инструмента. Выше представлены значения сопротивления для китайских маломощных бензопил.

Интерпретация результатов:

  • сопротивление значительно отличается от нормативного — модуль, скорее всего, неисправен, и его следует заменить;
  • бесконечное сопротивление (обрыв) — обмотка порвана;
  • нулевое сопротивление (короткое замыкание) — обмотка замкнута на корпус или между витками.

Важно! Нормативные значения сопротивления для разных моделей бензопил могут отличаться. Обязательно сверьтесь с руководством по эксплуатации вашей модели перед проведением проверки катушки бензопилы.

О ремонте модуля зажигания

В большинстве случаев, ремонт модуля зажигания бензопилы нецелесообразен. Замена на новый обычно проще и надежнее. Однако, если вы обладаете опытом работы с электроникой и понимаете устройство модуля, можно попытаться найти и устранить причину поломки. Но, в большинстве ситуаций, замена катушки – оптимальное решение.

Таким образом, проверка модуля зажигания бензопилы с использованием мультиметра – это относительно простая процедура, которая позволяет быстро диагностировать неисправность и принять решение о дальнейших действиях. Не пренебрегайте этой возможностью, и ваша бензопила прослужит вам долго и надежно.

Ссылка на основную публикацию