Конструкция тормоза бензопилы и его назначение

Зачем нужен тормоз на бензопиле: виды, конструкция, принцип работы и ремонт

Бензопила относится к категории инструментов повышенной опасности. Несоблюдение требований техники безопасности может привести к получению пильщиком тяжелых травм. Именно поэтому при работе бензопилой, необходимо пользоваться специальной защитной экипировкой. Кроме того, конструкцией инструмента предусмотрен такой механизм, который называется тормозом. Основная его задача заключается в том, чтобы обеспечить мгновенную остановку перемещающейся цепи. Это делается для того, чтобы не допустить получения травм пильщиком. Тормоз бензопилы имеет простую конструкцию, но при этом достаточно надежную. Именно о том, какие виды механизмов бывают, чем они отличаются, как работают и особенности устранения их поломок, рассмотрим более детально.

Конструкция, виды и ремонт тормоза цепи бензопилы

Виды тормозных механизмов на бензопилах

Принцип работы тормозных механизмов на бензопилах всех производителей является идентичным. Отличия могут быть в конструкции, а точнее типе используемых деталей. Основные элементы, из которых состоит тормоза: подвижная рукоятка (экран) и зажимная скоба (лента). Ниже на фото показаны эти элементы в конструкции.

Конструкция и назначение деталей тормоза бензопилы

Тормоз цепи бензопилы подразделяют на два вида в зависимости от принципа срабатывания. Он бывает:

  1. Контактный — срабатывает он после умышленного воздействия на рукоятку рукой пильщика. Смещение ее вперед способствует тому, что зажимная скоба (лента) воздействует на вращающуюся муфту, обеспечивая ее остановку. Вместе с муфтой останавливается ведущая звездочка, и цепь соответственно. Используется контактный способ остановки цепи бензопилы умышленно, когда необходимо передать инструмент другому человеку (не глуша при этом мотор), или в случае необходимости поправления бревен при их распиливании.
  2. Инерционный — он срабатывает в отличие от контактного метода автоматически. Ситуация, провоцирующая необходимость срабатывания тормоза — обратный удар, при котором бензопилу отбрасывает обратно (то есть к пильщику) или в сторону. При таком эффекте также включается тормоз. Причем его срабатывание осуществляется за счет инерционного груза (находится в теле рычага), приводящего в движение курок.

Примитивная конструкция тормозного механизма является достаточно надежной и эффективной, что подтверждают многочисленные исследования.

Важно знать! Эксплуатация инструмента с неисправным механизмом является противопоказанной.

Конструкция и принцип функционирования тормоза цепи бензопилы

Для начала вернемся к конструкции механизма, и изучим его более детально. На бензопилах марки Штиль 180 используется тормоз, который имеет следующее устройство, как на фото ниже.

Принцип работы тормоза цепи бензопилы Штиль

На фото ниже показан тормоз, который используется на бензопилах производителя Хускварна 240 и других.

Устройство тормоза бензопилы Хускварна

Составляющими элементами устройства, характерными для бензопил Штиль, являются следующие детали:

  1. Тормозная лента — 10.
  2. Пружина растяжения или тормоза – 13.
  3. Рычаг тормозной ленты — 4.
  4. Крышка – 18.

В списке представлены основные детали, а полная конструкция тормозного механизма изображена на схеме ниже.

Схема устройства тормоза бензопил Штиль

И также рассмотрим конструкцию тормозного механизма бензопил Хускварна. Кстати, именно этот вариант устройств получил большее распространение по сравнению с предыдущим, и применяется на большинстве бензопил других производителей (в том числе и на китайских бензопилах). Он состоит из следующих элементов:

  1. Тормозная лента — 14.
  2. Колено тормоза – 4 (состоит из курка и рычага скольжения).
  3. Возвратная пружина – 13.
  4. Пружина – 5.
  5. Крышка – 16.

Схема представлена ниже.

Схема устройства тормоза бензопил Хускварна

Теперь можно поговорить о том, как же работают эти механизмы. Принцип у них одинаковый, поэтому рассмотрим особенности функционирования в общем.

  1. В обычном положении рукоятка тормоза или экран зафиксирована возвратной пружиной 13 на схеме выше.
  2. Когда срабатывает экран (рукоять перемещается вперед), происходит перемещение курка.
  3. В нормальном положении курок сжимает пружину, а при срабатывании разжимает ее, фиксируя стопорной защелкой или фиксатором.
  4. Внутри разжатой пружины находится рычаг скольжения, соединенный с лентой. При его перемещении осуществляется уменьшение в диаметре ленты, что приводит к зажатию барабана сцепления. При этом барабан, соединенный с ведущей звездой, останавливается, и прекращает перемещаться цепь.
  5. Коленчатый вал при этом продолжает вращаться, и двигатель не глохнет.

Ниже предлагается фото внутреннего устройства тормоза бензопилы. На нем видны основные составные элементы механизма.

Как устроен тормоз цепи бензопилы

Аналогичным образом работает и механизм, который используется на бензопилах марки Штиль. При воздействии на рукоятку (экран), происходит перемещение тормозного колена, один конец которого соединен с лентой, а второй с фиксирующей пружиной. Воздействие на ленту приводит к уменьшению ее диаметра и, следовательно, происходит торможение барабана. Цепь останавливается мгновенно.

Тормоз на бензопиле Штиль

Имея представление о том, как работают тормозные механизмы разных конструкций на бензопилах, не составит труда произвести диагностику, и определить наличие неисправностей.

Важно знать! Тормозные механизмы применяются не только на бензопилах, но и электрических пилах, которые не менее опасны, чем их близкие родственники с двигателями внутреннего сгорания.

Что значит неправильная эксплуатация и особенности ремонта тормоза цепи бензопилы

Знаете ли вы, что тормоз бензопилы является достаточно надежным устройством. Однако и этот механизм нередко выходит из строя. Основные причины выхода деталей из строя следующие:

  1. Низкое качество.
  2. Естественная выработка.
  3. Неправильная эксплуатация.

Если с первыми двумя пунктами все предельно понятно, то вот третьему необходимо уделить особое внимание. Тормоз цепи бензопилы можно эксплуатировать неправильно, и это действительно так. Многие пильщики допускают грубейшую ошибку. При включении тормоза, они начинают газовать, чего делать категорически нельзя. Ведь такие действия приводят к тому, что на ленту воздействуют значительные усилия. Ведь при прогазовывании барабан посредством муфты стремится провернуться. Пружина не позволяет этого сделать, но если продолжить газовать, то не исключено, что она попросту может лопнуть, что приведет к выходу механизма из строя. Кроме того, что выходит из строя лента тормоза, изнашивается и барабан (образуется характерный буртик). Если длительное время газовать на тормозе, то может оплавиться даже крышка. Соответствующий дефект показан на фото ниже.

Неисправность тормоза цепи бензопилы

Не всегда вышеописанные действия происходят умышленно. Иногда при распиливании древесины срабатывает тормоз автоматически, но пильщик этого не замечает, и забывает о нем. Пытаясь восстановить подвижность цепи, он вручную дергает ее. Категорически противопоказано газовать бензопилой, если включен тормоз. Использовать тормоз можно только на холостом ходу.

Важно знать! В конструкции механизма тормоза могут выйти из строя такие детали, как лента и рычаг скольжения. Эти элементы можно заменить, поэтому совсем не обязательно покупать устройство в комплекте (в сборе).

Если в ходе эксплуатации бензопилы происходит выход из строя тормоза, то следует обязательно восстановить его исправность. Эксплуатация инструмента без этого элемента противопоказана. Однако некоторые пильщики прибегают к следующим способам решения проблемы в виде выхода из строя тормоза на бензопиле:

  1. Удаление дефектной зажимной скобы, которая мешает нормальному функционированию бензопилы. Далее инструмент используется без тормоза. Это крайне опасно даже для опытных пильщиков, не говоря уже о новичках.Ремонт тормоза бензопилы
  2. Вместо дефектной ленты устанавливается аналогичная деталь от стартера или других устройств. Однако самодельные изделия не способны обеспечить необходимой надежности, поэтому прибегать к такому методу также не рекомендуется.

Запчасти для ремонта тормоза бензопилы имеются в продаже. Они подбираются по модели инструмента или по соответствию в зависимости от размеров. Для этого возьмите неисправную деталь с собой в магазин. Замена вышедших из строя деталей не вызывает трудностей. В процессе ремонта могут возникнуть лишь некоторые трудности, а именно:

  • понадобится переключить курок, что требуется для отвода привода. Для реализации процесса рекомендуется сделать ключ, представленный на фото ниже. Это обычный баллонный ключ, у которого вырезаны части граней.
  •  для установки пружины понадобится плоская отвертка с большим жалом.

Имея представление не только о принципе работе, но и конструкции тормоза бензопилы, можно обеспечить его правильное применение. Не забывайте о том, что этот механизм служит для того, чтобы безопасно транспортировать работающую бензопилу. Не пренебрегайте рекомендациями, и тормозной механизм вашего инструмента будет служить долго и эффективно.

Ссылка на основную публикацию